Принципиальные различия между летними и зимними шинами
2025-03-12
1644
Смена времени года иногда происходит гораздо быстрей, чем мы того ожидаем. Вот почему опытные автовладельцы заранее заботятся о приобретении новых шин, если старый комплект уже подошёл к границе критического износа. Если говорить о летних легковых шинах, то согласно техническим требованиям глубина канавок протектора на них должна составлять величину не менее 1,6 миллиметра. Естественно, что при явном облысении протектора наиболее верным решением будет покупка новёхоньких покрышек на замену тем, которые изношены. Большинство автомобилистов так и поступает, но некоторые водители в погоне за мнимой экономией денежных средств продолжают ездить на потрёпанной зимней резине, добивая её до окончательного износа уже при положительных значениях температуры воздуха. Такой «экономный» подход опасен прежде всего из-за серьёзных отличий в составах резиновой смеси, используемой для изготовления летних и зимних шин. Как известно, шинная резиновая смесь в своей основе имеет каучук. В чистом виде физические свойства каучука быстро изменяются от одной фазы к другой как при его охлаждении, так и при чрезмерном нагреве. На морозе каучук постепенно твердеет, а в особо сильные холода и вовсе становится хрупким. При температуре – 70°C каучук переходит в стекловидное состояние, при механических воздействиях он начинает раскалываться на кусочки. Вот почему с наступлением лютых морозов на тех же якутских зимниках покрышки нередко лопаются и трескаются не столько от нагрузки, сколько из-за повышенной хрупкости. Но такое явление происходит лишь при крайне низких значениях температуры окружающего воздуха, которые к счастью, нехарактерны для абсолютного большинства регионов России.
Нормальным рабочим состоянием шинной резины считается такой тепловой режим, при котором обеспечивается высокая эластичность каучука. Если обозначить температурные границы с запасом, то в диапазоне от -40°C и до +120°C натуральный каучук не остекленеет и не превратиться в кашу. По мере дальнейшего нагрева каучуковой массы наступает следующий фазовый переход – при температуре 180°C - 200°C она становится вязкотекучей. Ну, а на отметке +250°C начинается распад каучука на газообразные вещества и жидкие продукты. Таковы крайние значения. Для достижения наилучшей экономичности автомобиля, для максимальной цепкости шин, для их высокой износостойкости и снижения уровня шума лучше всего придерживаться золотой середины в плане температурного режима работы покрышек. Тут всё как у двигателя внутреннего сгорания: перегрев – плохо, переохлаждение – тоже нехорошо. Так вот, подбирая оптимальное процентное содержание эластичного каучука в составе резиновой смеси, конструкторы создают два основных типа шин: морозостойкие зимние, либо теплолюбивые летние. Где-то между ними находится рецептура так называемых всесезонных покрышек, которые более-менее сносно работают при небольших отклонениях температуры воздуха от нулевого значения, примерно плюс-минус десять градусов. Что получается на практике? Если продолжать ездить в тёплую погоду и тем более в жару на мягкой зимней резине с гораздо большим содержанием каучука, то она будет изнашиваться намного быстрей, чем относительно жёсткая летняя. Как говорится, каждому овощу своё время. Ладно, допустим, старые зимние шины вам уже не жалко, но дело в другом. При экстренном торможении в какой-то острой ситуации мягкие шашки зимнего протектора мигом нагреются, они попросту «поплывут» и размажутся по асфальту, как тёплое масло на хлебе под ножом во время приготовления бутерброда. Здесь впору вспомнить юмористическую картинку, где изображено просушивающееся на верёвочке и исподнее бельё в количестве четырёх экземпляров. Комментарий краткий, но точный: «тормозной путь удивил всю семью». Чтобы не оказаться в таком положении, не надо ездить летом на зимней резине. Ведь иногда нехватка всего лишь двух-трёх метров тормозного пути резко меняет жизнь автовладельца в худшую сторону.
Выбирая летние шины, не забудьте учесть состояние дорог и направлений, по которым вам чаще всего приходится ездить. Например, тем, кто передвигается в основном по асфальту, практически не выезжая за городскую черту, можно приобрести что-то попроще и подешевле. При регулярных поездках по трассе желательно использовать шины со специфическим рисунком протектора, в котором есть широкие водоотводящие канавки. В дождливую погоду такие шины помогут сохранить устойчивость автомобиля на мокрой дороге, не допуская возникновения аквапланирования при соблюдении разрешённого скоростного режима. Если в планы на лето вы закладывайте дальние путешествия с перспективой выезда на скорости платные трассы, то имеет смысл приобрести премиальные шины категории UHP – «ultra-high performance». Они лучше справятся с длительной быстрой ездой при полной загрузке автомобиля. А когда автовладелец время от времени выбирается на природу, лишь иногда съезжая с асфальта, ему стоит присмотреться к шинам с универсальным рисунком протектора. Здесь можно взять за основу процентное соотношение между пробегами по асфальту, по сухому грунту, по щебёнке или, возможно, по грязи.
Соответственно, кто-то из заядлых охотников или рыбаков предпочтёт зубастую внедорожную резину. Конечно же, были, есть и будут другие особые пожелания у водителей. Например, для кого-то не имеет значения потолок максимальной скорости, зато важен запас по грузоподъёмности. В таком случае надо посчитать максимально возможный вес, приходящийся на одно колесо вашего автомобиля. Затем, исходя из полученного значения, следует подобрать модель шины с запасом по индексу допустимой нагрузки, который указан на боковине покрышки.
В деле выбора шин всегда есть масса нюансов. Тут, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Кто-то ставит на первое место экономичность, для кого-то важнее низкий уровень шума, кому-то надо, чтобы шина выхаживала максимально возможный пробег. Конечно, хотелось бы иметь сразу все положительные свойства в одной модели покрышек, но, увы, создать идеальную шину на все случаи жизни в принципе невозможно. А вот найти оптимальное сочетание ключевых характеристик именно для себя можно с помощью опытного продавца-консультанта в одном из трёх фирменных шинных центров с хорошо известным названием. Скорее всего, именно там и будет лучшая цена на приглянувшуюся вам модель. Ведь любые шины выгоднее покупать, что называется, из первых рук, у крупнейшего оптового поставщика на территории Западной Сибири. При таком разумном подходе исключается переплата за счет устранения дополнительной цепочки торговых посредников. Вот их-то содержать вы точно не обязаны.
Примите во внимание, что сейчас выбор летних шин максимально разнообразен. Готовьтесь к тёплой погоде заранее!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович