Спустившее колесо
2023-11-29
1258
По мере постепенного похолодания на улицах, дорогах и во дворах нет-нет, да и встретится машина со спущенным колесом. Вопрос: почему сейчас такое происходит чаще, чем обычно?
Как известно из школьного курса физики, не только твёрдые тела, но и газообразные вещества при их нагревании расширяются, а при охлаждении, наоборот, сжимаются. Воздух, заключенный в замкнутом объёме между шиной и колесом, ведёт себя точно так же. Поэтому при понижении температуры окружающей среды опытные и неленивые водители обязательно подкачивают обмякшие шины.
Если не следить за давлением, то колесо, образно говоря, может «разуться» в самый неподходящий момент. Дело в том, что абсолютное большинство современных шин для легковых автомобилей, для микроавтобусов, для легковых автомобилей, для микроавтобусов, для кроссоверов и для многих внедорожников производителя в бескамерном исполнении. Это означает, что такая шина должна своими бортами очень плотно садиться на колесо, иначе герметичности от неё ждать не придется.
Для максимально надёжного уплотнения на ободе колеса под бескамерную шину имеется два так называемых хампа. Это кольцевые выступы, которые завершают формирование своеобразного ложемента для бортового кольца шины с двух сторон: снаружи закраина обода, а изнутри - хамп.
Чтобы надетая на обод колеса шина заняла своё рабочее место, в неё резко подают большой объём воздуха под давлением. Благодаря такой своего рода взрывной накачке шина расширяется в поперечном направлении, и её борта перепрыгивают через кольцевые выступы – хампы. О плотной посадке бортовых колец свидетельствует характерный хлопок. Дальше остаётся только выставить рекомендованное давление по манометру и выполнить балансировку. Всё, собранное колесо готово к восприятию эксплуатационных нагрузок.
Из вышесказанного становится понятным, что пока бескамерная шина распирается изнутри мощным давлением сжатого воздуха, она ни за что не провернётся на ободе и будет оставаться практически герметичной. А вот когда давление в шине уменьшается до критической величины, то самый внутренний кольцевой выступ, например, при наезде на кочку или на крутом вираже. В таких случаях иногда говорят: «Ну вот, колесо разулось!»
На практике часто встречается и другая проблема. Владелец автомобиля на один – единственный комплект колёс дважды в год монтирует то летние, то зимние покрышки. При каждой перебортовке на закраинах обода остаются частички прилипшей резины. Постепенно корявые резиновые наросты создают помеху плотному контакту металла и шины. Из-за этого возникают места, через которые уходит воздух.
Ещё один момент: у возрастных шин, которые используются, несколько сезонов подряд, при каждой сезонной перебортовке нередко множатся микротравмы бортовых колец в виде надрывов и отслоений резины. Виной тому может быть спешка, небрежность, неаккуратность исполнителя шиномонтажных работ, а также изношенность или несовершенство шиномонтажного стенда. Достаточно даже одного грубого воздействия монтажной лопаткой для того, чтобы покалечить ответственный участок шины, который будет невидим глазу после сборки колеса. Человеческий фактор, несомненно, имеет значение при перебортовке шин, поэтому старайтесь менять резину в фирменных шинных центрах, по возможности у одного и того же проверенного специалиста. Не бойтесь показаться занудой, попросите шиномонтажника тщательно проверить чистоту кольцевых поверхностей на ободах от закраин до хампов. Здесь же нужно осмотреть на предмет отсутствия дефектов те части бортов шины, которые непосредственно контактируют с металлом. Тут всё понятно: не будет плотного прилегания, не будет и герметичности. Ну и зачем вам колесо, из которого постоянно травит воздух?
Поэтому единственный ваш комплект колёс следует при необходимости очищать от остатков старой прилипшей резины во время процедуры сезонной смены шин. Промазывать дефектные места каким-либо герметизирующим составом – это неправильный подход.
На время такой способ, может быть и выручит вас, но потом при очередной разбортовке колеса риск повреждения резины в столь ответственном сопряжении резко возрастает.
Поэтому лучшим вариантом станет приобретение второго комплекта хоть стальных штампованных, хоть модных легкосплавных колёс. Внешний вид тут не главное, главное – функция. Один раз потратились, зато потом у вас отпадают лишние потери времени и денег на перебортовку и балансировку уже собранных колёс. Естественно, заодно исчезает и повод для возможного травмирования шины, которую не нужно два раза в год подвергать жёстким механическим воздействиям.
Кто-то спросит: «А если герметичность стыков для «бескамерки» никак не получается обеспечить, можно ли вложить внутрь шины подходящую по размеру камеру?» Да, такой вариант в принципе допустим, но учтите, что масса колеса несколько возрастёт. Соответственно, установка камеры пусть и немного, но сказывается на плавности хода.
Берегите себя и своих пассажиров, содержите автомобиль в полной исправности! И помните: одним из главных факторов, влияющих на безопасность движения, являются свежие, соответствующие сезону, шины!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович