Весенний выбор шин
2024-03-12
927
Очередное межсезонье вновь заставляет многих водителей вспомнить о необходимости приобретения новых шин. Что следует учитывать, определяясь с наиболее подходящим для вас вариантом?
Значительная часть автомобилистов время от времени пробует поэкспериментировать с диаметром колёс, а также с высотой профиля и шириной выбираемой шины. Например, если присмотреться к популярным вазовским «восьмёркам», «девяткам» и «десяткам», то на них можно увидеть разную резину с размерностью 13, 14, 15, а иногда даже 17 дюймов.
А поскольку при любом раскладе внешний диаметр шины должен соответствовать расчётной, рекомендованной автозаводом величине, сторонники такого домашнего тюнинга вынуждены подбирать иную высоту профиля покрышки.
Действительно, путём нехитрых арифметических вычислений можно определить, что шина размерностью 185/60 R14 практически совпадает по наружному диаметру с шириной 175/70 R13. В данном случае с «четырнадцатым» колесом внешний диаметр его шины составит 577,6 миллиметра. Измерение более узкого и более высокого по профилю аналога на «тринадцатом» колесе покажет величину 575,2 миллиметра. Разницей в пару-тройку миллиметров можно пренебречь, она практически никак не сказывается ни на показаниях спидометра, ни на динамике разгона. А вот плавность хода и точность рулёжки у одного и того же автомобиля будут заметно отличаться.
Если не брать во внимание нюансы конструкции и различия в материалах у разных производителей шин, то в общем случае покрышка с более высоким профилем по сравнению с низкопрофильной будет лучше амортизировать толчки и удары от неровностей дороги. Кроме того, в неблагоприятных дорожных условиях при увеличенной высоте профиля снижается риск повреждения боковин. Зато низкопрофильная резина на качественном дорожном покрытии обеспечит экономию топлива за счёт уменьшенного сопротивления качению.
Помимо этого, при меньшей высоте профиля машина будет точнее держать курс, обеспечивая водителю внятную обратную связь с автомобилем на руле. Не секрет, что чем выше скорость, тем ощутимее выигрыш в управляемости у автомобиля с низкопрофильными шинами. Однако и стоимость у разных по размерности, но одинаковых по внешнему диаметру шин тоже будет различаться, иногда - очень существенно.
Вот поэтому каждый и выбирает, что для него важнее – цена, экономичность, выносливость, комфорт или удовольствие от быстрой езды: перечень интересующих свойств можно продолжить. К примеру, на одном из моих автомобилей я практиковал следующий подход: на зиму – комплект шипованных колёс в размере 225/60 R16, а для лета использовались колёса с шинами 245/45 R17.
При подборе вариантов, повторюсь, главное – не отклоняться от предписанного автопроизводителем штатного внешнего диаметра шины, иначе, скорее всего, вы будете сильно разочарованы. Ведь даже при, казалось бы, небольшом увеличении того самого диаметра всего-то на два-три сантиметра ваш автомобиль ощутимо потеряет в динамике разгона. Каждая мало-мальски заметная горочка или встречный ветер заставят вас сильнее давить на педаль акселератора. Не стоит упускать из виду и возможное касание больших шин за кромки передних колёсных арок при поворотах руля, особенно на неровной дороге.
А вот с заниженным внешним диаметром шины появляется другая беда – уменьшение дорожного просвета. И если для внедорожника или кроссовера минус сантиметр – другой от штатного клиренса, может быть, и не так заметен, то для легковых автомашин уменьшение высоты кузова над дорогой чревато проблемами при езде по неровностям.
Итак, с размерностью шин мы разобрались. Однако и при подборе колёс иного диаметра тоже есть свои ограничения.
Во-первых, слишком малый внутренний диаметр обода может привести к тому, что колесо попросту не встанет на место из-за касания суппорта или барабана тормозного механизма. Здесь расклад такой: между внутренней по отношению к ступице частью обода и тормозным механизмом должен оставаться зазор не менее четырёх с половиной миллиметров, есть такой норматив.
Иначе в слишком узкой щели могут застревать, например, камешки или что-то ещё. Согласитесь, неприятно то и дело вздрагивать от какого-то неожиданного скрежета.
А вторым по важности ограничением является так называемый вылет колеса в плоскости его крепления к ступице. Величину вылета в миллиметрах указывают после буквенного обозначения ЕТ. Например, ЕТ47, ЕТ34 или ЕТ с какими-то похожими цифрами. Если приглядеться, то место маркировки на поверхности колеса найти совсем несложно.
Учтите: допустимое отклонение по вылету от рекомендованного по инструкции к автомобилю значения не должно превышать пяти миллиметров в ту или иную сторону.
Образно говоря, если нештатное колесо будет слишком сильно выпирать наружу, то машина станет нервно реагировать на колейность дорожного покрытия. Кроме того, любая другая помеха на пути переднего колеса, будь то рыхлая обочина или снег, спровоцирует дополнительные рывки на руле, что в свою очередь создаст лишнюю нагрузку и для рук, и для нервной системы водителя.
Прибавьте к этому вечно грязные бока у машины – ведь неправильное колесо вылезает наружу за свои штатные габариты! Отдельная тема – это изменение распределения нагрузки на подшипники ступицы, что плохо сказывается на долговечности узла.
Ну, а когда колесо, наоборот, чересчур глубоко прячется в арке крыла, из-за уменьшения ширины колеи ухудшается поперечная устойчивость автомобиля.
При существенном отличии величины вылета колеса от оптимального значения возможно также задевание внутренней части шины за детали кузова или подвески. Поэтому, выбирая индивидуальный комплект шин и колёс, не пренебрегайте возможностью проверить правильность своих расчётов у продавца-консультанта фирменного шинного центра!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович